duon85 (duon85) wrote,
duon85
duon85

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БЫТИЯ И ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ Ч.4


Статья продолжает рассмотрение концепции дифференциально-интегрального проявления бытия. На этот раз попытаемся обосновать концепцию на примерах отдельных социальных явлений, в контексте смены социальных парадигм. Причём на приведённых примерах действие дифференциально-интегрального закона прослеживается не только во времени, но и в пространстве. За наиболее важные и иллюстративные из таких явлений взяты отдельные области науки, а также духовная культура и ментальный аспект культурной географии.
От рассмотрения общих принципов концепции на конкретных примерах теперь следует обратиться к примерам более масштабным – к социальным явлениям – для большей иллюстративности универсального характера данной концепции.
Обратимся к такому социальному явлению, как процесс метаморфоз науки в историческом процессе.
В истории науки принято считать, что в древние времена, относимые нами к эпохе премодерна, институциализированной науки, какой мы знаем её в наше время, не было. Наука как таковая появляется лишь в эпоху модерна, оформляясь как институт. Однако мы рассмотрим, что являлось аналогом научного института в древних эпохах, и как это менялось, проходя через означенные нами, в предыдущей статье, эпохи.
Начав обзор с эпохи премодерна отметим, что науки носили здесь статус сакральных. То есть каждый объект познания воспринимался как неразрывно связанный с единым, общим для всего, сакральным источником. Таким образом, мир, как объект науки, рассматривался холистически, как целокупность связанных с единым источником вещей, явлений. В рамках такого синкретизма каждая отдельная вещь не равна самой себе, но подразумевает содержание чего-то большего, чем она сама, частью чего она и является. Например, считалось, что в растениях, камнях, лесах, реках обитают духовные сущности соответствующей природы. Планеты и звёзды в небе рассматривались, прежде всего, как живые божественные сущности, управляющие мирозданием, а уже после, как материальные тела. Вселенная наделялась оживляющей её Мировой Душой. Румынский исследователь религии Мирче Элиаде ввёл для обозначения такого мировосприятия термин «иерофания» (мир, как внешнее проявление священного).
Научно-сакральная практика на данном этапе предполагала не только чисто гносеологический акт, но и, одновременно с этим, акт преображающий (с помощью магических техник и теургических техник, направленных на приведение вещей к их источнику - изначальной холистической целостности). Таким образом, познание здесь неразрывно связано с действием изменяющим непосредственно познаваемое.
К примеру, алхимия, оперируя материальными объектами (металлами), в то же время наделяла их сакральным содержанием. И, с точки зрения адептов алхимии, их практика осуществлялась не столько с материальными объектами, сколько - и прежде всего - с духовными субстанциями, внешними лишь символами которых и были материальные вещества. То есть трансмутация свинца в золото – это лишь внешний очевидный символ глубокого неочевидного процесса трансформации тленного материального тела в нетленное духовное.
Необходимо сказать и о субъекте научного познания. Шаман, кудесник или жрец интегративно сочетали в себе функции священника, врача, астролога, исследователя. При этом они не отделяли себя от объекта познания, познавая окружающий мир как часть себя, а себя позиционируя как часть мира, подобную миру: микрокосм подобен макрокосму. Мир познавался как целостность и грань между познающим и познаваемым была зыбкой. Целостность знания называлась «мудростью». И чем более целостным представлялось знание мудреца, тем менее оно являлось специализированным.

Переходя к науке модерна, мы видим, как отчётливо проявляется дифференциально-интегральный закон, разделяя холистическую целостность объекта познания на множество независимых друг от друга вещей. Каждая вещь здесь самодостаточна, равна самой себе, не будучи связанной с чем-то большим, чем она сама. Вместо холистической целостности, мироздание здесь воспринимается как совокупность самостоятельных объектов в различных механических комбинациях, подчиняющихся строгой логике. Позднее это было выражено, в полной мере, в неопозитивизме. Л. Витгенштейн, заменив «вещи» на «факты», выразил, по сути, ту же мысль. В его Логико-философском трактате действительность дифференцируется до отдельных «атомарных» фактов, которые могут интегрироваться в более сложные, «молекулярные» факты. При этом атомарные факты остаются независимыми друг от друга: «Любой факт может иметь место или не иметь места, а всё остальное останется тем же самым» (1.21). Будучи никак не связанными друг с другом, они оставляют и мир лишённым закономерных связей: «Вера в причинную связь есть предрассудок» (5.1361). Таким образом, всё отсылающее к связям фактов на глубинных уровнях, общих для них, должно быть удалено из науки, функция которой лишь отражение отдельных фактов и их комбинаций. Соответственно, из рассмотрения выводится и общий для всех вещей источник. То есть сакральное глубинное измерение объекта познания здесь исчезает. Познаётся лишь поверхностный очевидный слой мироздания, что собственно и было названо «позитивизмом» и отнесено к «классической науке».
Магия в эпоху модерна заменяется технологией. Соответственно, утрачивают своё сакральное содержание и науки: мистическая пифагорейская (каббалистическая) наука дифференцируется до современной математики; оккультная алхимия дифференцируется до химии; астрология дифференцируется до астрономии и т.д. Вселенная предстаёт безжизненной, мёртвой. Живой сакральный, целостный, единый для всего источник заменяется мёртвой дифференцированной субстанцией (материалистический монизм).
Наука выделяется в самостоятельный институт, где целостное знание дифференцируется на гуманитарное и естественное, после чего оформляются и отдельные специальности. А учёные, соответственно, подразделяются по этим специальностям, кафедрам. Преображающее действие здесь отделяется от знания. Познаваемое принимается за объективное и не зависящее от акта познания.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments